Подпишитесь на рассылку, чтобы регулярно получать от нас новости.

Рассылка новостей от РефНьюс

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

Вы не только поможете нам с продвижением проекта, но и сможете быть в курсе новостей и публикаций, появляющихся на сайте.

 

Рецензия: Мэрион Л. Соардс «Библия и гомосексуализм»

Чт, 24 ноя 2016 20:38:00 +3000
Книга стала попыткой ответить на вопросы, возникшие в результате исследований сексуального поведения и сексуальной ориентации людей.

 Обратимся к книге. В предисловии к ней профессор Мэрион Соардс объясняет ее появление несколькими обстоятельствами. «Книга стала попыткой ответить на вопросы, возникшие в результате исследований сексуального поведения и сексуальной ориентации людей. Наиболее серьезные дискуссии в религиозной среде сегодня вызваны вопросом о возможности посвящения в духовный сан людей с гомосексуальной ориентацией. Такие дискуссии, например, продолжаются среди в пресвитериан США». 

Долгое время анализ гомосексуальной тематики автора не занимал, хотя среди его знакомых и друзей были мужчины и женщины с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Именно этим была продиктована сочувственная сдержанность в отношении гомосексуалистов. Однако выступать в защиту гомосексуалов Соардс тоже считал неразумным. Просьба сделать доклад на тему гомосексуализма и Библии заставила профессора углубиться в данную тематику и из искры доклада разгорелось пламя книги. Справедливости ради надо отметить, что книга не отмечена обличительным пафосом и сохранила свойственные автору ранее сочувственность и сдержанность тона.  

По своей структуре книга делится на четыре части.  Предисловие (3 страницы). Глава 1. Авторитет Библии в протестантской традиции (12 страниц). Глава 2. Библейское понимание гомосексуализма (10 страниц). Глава 3. Размышление о Евангелии и гомосексуализме (35 страниц). Заключение (13 страниц). 

В предисловии М. Соардс пишет, что понять отношение Библии к гомосексуализму, с одной стороны, несложно, так как Писание практически ничего об этом не говорит, а те тексты, в которых гомосексуальное поведение упоминается, прокомментировать особого труда не составит, если у человека есть малейший опыт толкования библейских текстов. С другой стороны, простое чтение библейских текстов без тщательного анализа, поиска заложенного в них смысла, не даст окончательного ответа на вопрос, как сегодня церковь должна относиться к этой проблеме.

Первую главу автор начинает напоминанием, что основа христианской веры — слово Божье и Божье откровение. «Мы, христиане, верим, что Слово Божье воплотилось в Иисусе Христе. Библию мы считаем записанным словом Божьим, а христианскую молитву — произнесенным словом Божьим». Последнее утверждение вызывает вопросы, так как именно протестанты чаще всего молятся не «по-писаному», и зачастую их молитвы по содержанию далеки от Писания. Возможно мы имеем дело с трудностями перевода. Но к слову замечу, что в целом перевод, в отличие от многих христианских переводных изданий, не оскорбляет сознание читающего видимыми неточностями и «бьющим подстрочником». 

Весьма любопытно замечание автора о том, что мы можем и должны видеть различие между Библией как словом Божьим и Иисусом Христом — Словом Божьим, между Богом среди нас и книгой о воле Божьей и Его свершениях. Другими словами, есть Писание, говорящее открыто или косвенно о гомосексуализме, а есть еще и Иисус Христос, в словах которого мы не найдем упоминания гомосексуализма как греха. Однако это вовсе не значит, что Иисус относился к этой сексуальной ориентации с пониманием и снисхождением. По мысли автора, необходимо понимать основные принципы учения Иисуса, Его манеру общаться с людьми, чтобы сделать выводы о том, как Он мог относиться к гомосексуализму, безусловно существовавшем как явление и в Его время.

В наше время  непросто относиться к Библии как к единственному источнику нашей веры и жизни церкви. Библия писалась на протяжении долгого времени в разных историко-культурных условиях, многими авторами, на разных языках. Поэтому наше правильное понимание Писания в большой степени зависит от умения его толковать. Автор напоминает, что при толковании необходимо ответить на три основные вопроса: 1. Что говорит Библия каждому из нас? 2. Что Библия уже сказала тем, кто был раньше нас? 3. Что Библия сказала тем, кто сейчас участвует с нами в церковной жизни? Истолкование Священного Писания — встреча с текстом, а не с личностью. Но знание Иисуса Христа таким, каким Он предстает перед нами на страницах Писания, принципиально важно для формирования новозаветной точки зрения на гомосексуализм. 

Во второй главе автор приступает к рассмотрению библейского понимания гомосексуализма. Он начинает с признания того, что в Библии очень мало говорится на эту тему. Упоминания гомосексуализма в Ветхом Завете обычно связаны с иным контекстом, нежели тот, что и сегодня господствует в широком христианском сознании. Например, в истории о Содоме и Гоморре прежде всего говорится о насилии и неуважении к священной обязанности оказывать странникам гостеприимство. «Порочность персонажей этого рассказа непосредственно не связана с их гомосексуальными наклонностями... Для человека, хорошо знакомого с Библией, Содом и Гоморра являются символами праведного суда Божьего, но отнюдь не символом гомосексуализма», ― пишет Соардс. 

В книге Левита содержатся два текста, связанные с темой гомосексуализма: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость» и «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба сделают мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них». Эти законы благочестия соединяли в себе нравственные предписания с правилами сохранения чистоты, и христианская церковь, предписав соблюдение одних законов, не сохранила другие. Не все сказанное в Левите относится к христианам сегодня, и потому автор рассматривает три новозаветных текста: Рим.1:26,27; 1 Кор. 6:9; 1 Тим. 1:10. В послании к коринфянам и к Тимофею Павел говорит о гомосексуализме вместе с другими неприемлемыми формами поведения, потому упоминания носят скорее риторический, нежели нормативный характер. Иначе дела обстоят с посланием к Римлянам. Высказывания Павла о женском и мужском гомосексуализме являются частью серьезных и важных теологических рассуждений. Павел указывает язычникам на их безнадежное греховное положение. Он называет гомосексуализм главным грехом язычников. Но и иудеев он объявляет виновными, потому что они не доверяли и поклонялись не Богу, а идолу. Таким образом, гнев Божий падает на всех, кто находится под властью греха, одним из проявлений которого нужно считать гомосексуализм. 

Итак, главная мысль апостола Павла состоит в том, что все люди подвластны греху; ни один из грешников не лучше другого; благодать Божья искупает всех людей через веру в Иисуса Христа. Ни Павел, ни другие мыслители древности не пользовались понятием «сексуальная ориентация», их не интересовали происхождение, мотивация или физическое удовлетворение, присущие гомосексуальным отношениям. В нюансы, то есть в генетические, социальные корни, в возможность истинно любовных отношений между партнерами Павел не вдавался. Плюрализм точек зрения не поддерживал. Попытку открыть дискуссию он бы объяснил проявлением духовной слепоты и привязанностью ко греху. 

Однако сегодня мы существуем в мире, в котором сильно влияние науки и существуют небиблейские источники информации. Очевиден факт, что привязанность любящих друг друга партнеров-гомосексуалистов ничуть не уступает по силе и искренности привязанности гетеросексуалов. 

В Новом Завете гомосексуализм рассматривается как одно из многих проявлений греховности, наравне с внебрачной связью, прелюбодеянием, воровством, алчностью, пьянством, сквернословием, разбоем. Соардс считает Священное Писание одним из источников, способных помочь нам определить свое отношение к гомосексуализму. 

«Вслед за апостолом Павлом мы должны понять, что Божий суд — это прежде всего самоотверженное примирение Бога с человечеством в Иисусе Христе. Если мы небезнадежны, то наша позиция не будет выражена в примитивных высказываниях: "У меня все хорошо, у тебя все хорошо" или "Живешь — и живи»"», - пишет он.

В конце второй главы автор обращается к примеру Иисуса: к Его словам о сексуальной жизни. Иисус темы гомосексуализма в своем учении не касался. Его единственное записанное высказывание о сексуальной жизни свидетельствует о том, что мужчина и женщина сотворены Богом для совместного союза, в котором они оба соединяются и дополняют друг друга. «Судя по Его словам, Он понимал, что сексуальная жизнь человека сотворена Богом для соединения мужчины и женщины в таких отношениях, которые приведут их обоих к новому союзу в браке. Тот факт, что у Иисуса не было жены, ясно свидетельствует, что брачный союз мужчины и женщины вовсе не является непременным условием человеческого существования». Таким образом, с точки зрения Иисуса, каким мы Его знаем из Священного Писания, угодными в глазах Бога можно считать только брачный гетеросексуальный союз людей или полное воздержание от сексуальных отношений.

Третья глава книги «Размышления о Евангелии и гомосексуализме» самая пространная. Если в первых двух главах автор напоминает о протестантской традиции, признающей непреложность Священного Писания и однозначной позиции в отношении гомосексуализма, то в третьей Мэрион Соардс ставит целью напомнить о традиционном отношении к гомосексуализму, начиная с античных времен. Он ссылается на несколько известных книг западных авторов, посвященных этой тематике, вступает с ними в полемику. 

В дискуссиях о гомосексуализме в христианских общинах, пишет он, часто звучит утверждение, будто «не существует никаких теологически обоснованных причин отрицать, что гомосексуальные отношения могут быть вполне приемлемым образом жизни для некоторых членов церкви». Причины для сдержанности в отношении библейского и традиционного осуждения гомосексуализма существуют. Аргументы в пользу данной точки зрения таковы: 1. «Библия — не свод правил». 2. «В Библии очень мало упоминаний о гомосексуальном поведении». 3. «Терпимость по отношению к гомосексуализму предпочтительнее нежелания признать права лиц с гомосексуальной ориентацией». И все-таки понятые с точки зрения Писания такие категории, как справедливость и свобода, данные человеку, стремящемуся к исполнению воли Бога, способны помочь гомосексуалисту увидеть в своей врожденной ориентации лишь проявление греховной сущности, у которого много обличий. 

Если мы будет рассуждать об отношении Бога к гомосексуалистам, пишет автор, взяв за аналогию отношение родителей к детям, признавшимся в своем гомосексуальном поведении, то сможем понять отношение Бога к гомосексуалистам. «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» (Лк.11:11-13) Родители, узнавшие, что ребенок — гомосексуалист, проявят благодать, защитят его. Либо откажутся от него из-за позора. Третья реакция — они не принимают гомосексуализма детей и борются за них. По мнению автора, намерения Бога выражает лучше всего третья категория родителей. 

Основная целевая аудитория книги — церковные руководители и прихожане. Для российских протестантских церквей сосуществование гетеросексуалов бок о бок с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации явление редкое, не говоря уже о рукоположении таковых на церковное служение. Однако в условиях глобализации руководителям все труднее защитить свою паству от соприкосновения с представителями сообществ, ранее державшихся в тени. Ознакомление с книгой Мэриона Соардса можно воспринимать как упреждающую меру. Выводы его взвешенной и местами весьма осторожной книги тем не менее вполне консервативны.

Как пишет автор, соединение христианской объективности и сочувствия — критерий его рассуждений. Сегодня все чаще слышно, что стремление протестантов отдать приоритет Священному Писанию, противопоставить его авторитет человеческому опыту и церковным традициям возвращает нас в прошлое. Библия остается источником норм для жизни христианина. Но она не кнут для непослушных. Священное Писание — свидетельство об откровении, требующее раздумий. Мы призваны понимать Слова Писания как слова близкого, честного и преданного друга, слова которого не всегда приятно слышать, которые могут глубоко ранить. «Я признаю непреложность Библии, за исключением тех случаев, когда она становится препятствием естественному процессу развития человека», — говорят некоторые критики. Авторитет Библии — тирания? Доказывать, что члены церкви имеют право на гомосексуальное поведение, — значит пытаться оспорить положения Священного Писания. Это и есть один из основных выводов Мэриона Соардса. С остальными выводами вы можете познакомиться сами, прочитав эту книгу.

В кратком отзыве на одном из сайтов гей-сообщества исследование Мэриона Л. Соардса «Библия и гомосексуализм» аттестуется как «политкорректный образец политической публицистики», в котором Соардс, один из представителей пресвитерианской церкви США, демонстрирует в целом достаточно терпимое отношение к гомосексуалам в русле умеренной христианской традиции. Умеренность Соардса проявляется в крайне осторожных формулировках, сдобренных изрядной долей теологической риторики. Труд, по мнению рецензента, напоминает университетскую лекцию. «В исследовательском плане Соардсу ничего нового открыть не удалось (тема изъезжена вдоль и поперек). В духовном — тоже открытий не последовало. Церковный итог: пустить геев в лоно церкви, как и любых других грешных пасынков ее, но не дальше алтаря». Из последней фразы следует, что выводом, удовлетворяющим рецензента, было бы разрешение пойти дальше алтаря, то есть нести священническое служение.

Игорь Аленин

О книге: Мэрион Л. Соардс «Библия и гомосексуализм» (83 стр.) Издательство «Мирт» (В американском издании: Marion L. Soards, Scripture and Homosexuality: Biblical Authority and the Church Today, 1995)

 

Любое воспроизведение материалов сайта возможно только при условии предварительного согласования с администрацией REF News. 

Поделиться в соцсетях (и тем самым очень помочь проекту)

 
Обсудить
 
По теме
Новости партнёров
Работает на Cornerstone