Астрофизики нашли в Туманности Ориона самую большую популяцию загадочных космических объектов

Чт, 11 янв 2018 20:19:00 +3000
Астрофизики с помощью космического телескопа «Хаббл» NASA нашли самую большую на данный момент популяцию коричневых карликов (brown dwarfs), а также три гигантские экзопланеты в Туманности Ориона (Orion Nebula), статья об открытии опубликована на сайте телескопа.

Коричневые карлики – это космические объекты, по своей массе занимающие промежуточное положение между звездами и планетами. От нормальных звезд они отличаются тем, что температура в их недрах никогда не достигает значений, необходимых для протекания важнейшей термоядерной реакции – превращения водорода в гелий, которая обеспечивает длительное свечение обычных звезд. По сравнению с планетами, вообще не способными к термоядерному синтезу, коричневые карлики на начальном этапе своей жизни все же разогреваются настолько, что «сжигают» в термоядерных реакциях некоторые редкие элементы (дейтерий, литий), что делает их на короткое время похожими на звезды. Температура поверхности коричневых карликов обычно не превышает 2000 К, поэтому они имеют темно-красный или даже инфракрасный цвет. Отсюда и название этих объектов (brown dwarf).

Исследователи изучили более 1200 объектов в Туманности Ориона и  идентифицировали в почти два десятка коричневых карликов, у одного из которых удалось обнаружить планетарный спутник. Также были найдены три гигантские планеты, в том числе необычная двойная система, в которой две планеты вращаются вокруг друг друга из-за отсутствия родительской звезды.

Поскольку коричневые карлики холоднее звезд, астрономы использовали телескоп «Хаббла» для обнаружения воды в их атмосферах. «Они настолько холодны, что образуется водяной пар. Вода - очень четкая отметка. Когда масса становится меньше, звезда становится краснее и слабее, и в инфракрасном свете наиболее заметной особенностью является вода», - приводятся в сообщении слова руководителя группы исследователей Massimo Robberto из Space Telescope Institute (США).

Туманность Ориона расположена на расстоянии 1350 световых лет от Земли и является одним из лучших объектов для изучения процесса формирования различных типов звезд.

Несмотря на свою низкую массу, коричневые карлики дают важные подсказки для понимания того, как образуются звезды и планеты.

Credit: NASAESA, and G. Strampelli (STScI)