Подпишитесь на рассылку, чтобы регулярно получать от нас новости.

Рассылка новостей от РефНьюс

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!

Вы не только поможете нам с продвижением проекта, но и сможете быть в курсе новостей и публикаций, появляющихся на сайте.

 

Миры современной хореографии на знаменитом фестивале Context. Diana Vishneva в Москве

Чт, 18 окт 2018 16:14:00 +3000
Среди самых значимых событий осени в культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга -  Vl Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva.

Фестиваль был создан одной из лучших балерин современности - Дианой Вишневой, благодаря ее энтузиазму, кропотливой работе, опыту, популярности и огромному уважению среди коллег в балетном мире. Задача - объединить в нашей стране молодых, жаждущих, талантливых хореографов, дать им шанс показать свои работы, получить мастер-класс от известных корифеев балета и современного танца. В целом, рассказать о себе и научиться новому.

Для этого существует ContexLab - конкурс для молодых хореографов, в рамках которого они смело заявляют о своем творчестве.

 А еще Диана Вишнева дает нам, любителям балета и современного танца, увидеть ранее неизвестные для нас, но с мировым именем труппы, постановки, просто испытать восторг от красивого искусства.
Фестиваль открылся Вечером Национального балета Канады. Перед представлением была встреча с художественным руководителем труппы Карен Кейн, в прошлом известной канадской балериной. Про балет в Канаде мы знаем немного, поэтому я с огромным интересом отправилась на эту встречу.

Как оказалось, в процессе создания Национального балета Канады, немалую роль сыграл Борис Волков, русский эмигрант, имевший в 1940-х свой балет в Торонто и свою школу, однако, в качестве художественного руководителя новоиспеченного коллектива пригласили  знаменитую британскую танцовщицу и хореографа Силию Франка из Королевского балета Великобритании. Несмотря на название, Национальный балет Канады не имеет государственного статуса, получает лишь небольшой гранд, и находит финансирование для постановок среди меценатов искусства, что позволяет содержать труппу порядка 60 балетных артистов и сценическую площадку в Торонто более, чем на 3000 мест.
В 1972 году Рудольф Нуриев поставил в театре "Спящую красавицу".  Именно тогда он отметил талант и выдающиеся способности Карен Кейн, в совсем еще юном возрасте. Нуриев сумел вдохновить Карен на участие в 1973 году в Московском международном балетном конкурсе, где она была награждена серебряной медалью. На встрече Карен, нынешний директор труппы, с большим пиететом и уважением рассказывала, какое огромное влияние на нее оказал Рудольф Нуриев, как обучал балетной классике, умению буквально в мельчайших деталях, подавать на сцене и в жизни лучшие свои качества.

В своей карьере Карен Кейн работала со многими известными хореографами, среди них  - Джон Кранко, Фредерик Аштон, Ролан Пети. Последний создавал роли специально для уникального таланта балерины на протяжении десяти лет.
На вопрос Дианы Вишневой, как будучи в статусе художественного руководителя Карен видит развитие своей труппы в современных условиях глобализации и быстроты текущей жизни, Кейн ответила легко и просто - она доверяет своему интуитивному чувству, умеет ощущать  время и слышит своих танцовщиков, которые горят желанием танцевать и классический репертуар, и современную хореографию, талантливую и воодушевляющую на самоотдачу.

И вот искушенной и подкованной московской публике представили три одноактных балета...

"Бытие и ничто"

Миры современной хореографии на знаменитом фестивале Context. Diana Vishneva в Москве

 Хореограф Гийом Коте, бывший солист Национального балета Канады, создал спектакль на музыку Филипа Гласса,  известного как композитор к фильмам "Шоу Трумэна",  "Часы", "Иллюзионист", "Вкус жизни" и даже наш Звягинцев в "Елене" и " Левиафане" использовал темы из его симфоний. А сюжетом балета послужил философский трактат Жана-Поля Сартра о свободе, смысле жизни и что такое "я". Ну сюжет, понятно, выразить непросто, но заслуга молодого хореографа очевидна - все герои, в парах, соло, и даже группой - в быстрой динамике, они мечутся, рвано двигаются, импульсивны, крайне выразительны. Хореография явно "говорящая", каждый персонаж "высказывается" - пластично, резко, гибко, выражая заложенный автором контекст. Поиски смысла жизни проходят в вполне бытовых декорациях - это кровать, умывальник, зеркало. Имитация житейская, а задачи философские, ну как и должно быть. Под медленный темп угасающей музыки все движения танца красиво "прогибаются", линии фигур становятся изящнее,  принося гармонию в хаос текущего мира... Аплодисменты!  


"Paz de la Jolla"

Миры современной хореографии на знаменитом фестивале Context. Diana Vishneva в Москве

 Хореограф Джастин Пек, один из самых молодых хореографов, солист New York City Ballet, "золотой" мальчик американского балета. На музыку Богуслава Мартину он создал балет на 20 минут о воспоминаниях своего детства в Южной Калифорнии. Среди трех постановок эта позиционируется как классический балет, ну или около того. Про сюжет нет смысла много говорить - группа молодых людей на пляже, среди них - пара влюбленных. Но и остальные персонажи в совместной коде проявляются как влюбленные, а потом они морские волны и снова загорают под ярким калифорнийским солнцем. Вот его-то мне и не хватило в постановке, все в тусклой туманной дымке. Не хочется быть циничным зрителем, но увы, ни хореография, ни постановка впечатления не произвели. Плюс - труппа явно с хореографической подготовкой, да, есть понимание как танцевать классику. Минус – все не так, как мы приучены видеть в качестве классического исполнения. Избалованные мы, видимо. Но сама Карен Кейн в своем интервью отметила, что труппа старается танцевать классику, это совсем не их конек, однако им важно показывать классические спектакли в Торонто. 

Лучшее Национального балета Канады - современный балет, при этом именно балет, а не просто концептуальный танец. 
И это самая честнейшая правда. Я сама видела это.

"Возникновение"

Миры современной хореографии на знаменитом фестивале Context. Diana Vishneva в Москве


Хореограф Кристал Пайт. 
Карен Кейн заметила Кристел еще на Гала-представлениях в Канаде, где Пайт танцевала современный балет, contemporary, и пригласила создать для Национального балета Канады постановку в стиле модерн. Так на свет появился балет "Возникновение" ("Emergence") на музыку Оуэна Белтона. И это, действительно, потрясающе.
Из ломаных, угловатых, ковыряющихся, ползущих тел возникает линия танца, возникает жизнь, жизнь насекомых. Мелкими движениями они вихрятся в диком круговороте, подчиняясь своей особой пластике, порой коряво-уродливой, порой стройно-выстроенной. Из мельтешения и завораживающего хаоса являются, красиво прорисованные хореографом, параллели, диагонали, колонны римского легиона.  Дуэты и соло танцоров рисуют причудливые узоры, демонстрируют гуттаперчевую гибкость и замысловатую комбинацию тел, отдельных постановок ног и рук, поз, от которых не оторваться взглядом ни на один миг. Кажется, если моргнешь, потеряешь какую-то важную деталь, момент. Ты весь в колдовстве невероятно притягательного, уродливого, и, в тоже время, завораживающего мира живых существ. Много или мало танцоров на сцене, они все подчинены единому ритму. Движения то четко синхронны, то выстреливают поочередно,  в быстром, "по-армейски" отлаженном темпе. Из хаоса - необратимо зарождается  славно отлаженный механизм. Демонический. Страшный. Подавляющий. 
И еще есть потрясающая сценография - едва подсвеченный подземный улей, из которого возникает рой "насекомых". Он то мягко затягивает, то угрожающе ослепляет.
Об аллегории с людьми и философии мне, лично, думать не хотелось, все эмоции были подчинены действию на сцене.

Грандиозно, на одном дыхании, в унисон, чувственно и безукоризненно исполнено! 
Карен Кейн сказала - "пусть этот балет поставлен теперь многими труппами, но мы считаем его только своим и танцуем как только свой!"
Это правда. Настоящая правда артистов, которая остается светлым чувством в душе зрителя.

Автор: Анна Виноградова

Любое воспроизведение материалов сайта возможно только при условии предварительного согласования с администрацией REF News. 

Поделиться в соцсетях (и тем самым очень помочь проекту)

 
Обсудить
 
По теме
Работает на Cornerstone