Первые люди на Земле появились у берегов реки Замбези в Африке сотни тысяч лет назад - ученые

Пн, 28 окт 2019 19:57:00 +3000
К такому выводу пришла группа ученых, проанализировавшая древнее ДНК и опубликовавшая по итогам своей работы статью в журнале Nature.

Ученые отмечают, что согласно полученным результатам первых группы людей покинули территорию у реки Замбези около 130 и 110 тысяч лет назад, двинувшись на северо-восток и на юго-запад. Второй группе удалось закрепиться на новых территориях и начать колонизировать юг Африки.

До недавнего времени антропологи считали, что вид Homo sapiens возник в Восточной Африке примерно 200 тысяч лет назад, через несколько сотен тысяч лет после разделения предков неандертальцев и кроманьонцев. С другой стороны, два года назад палеонтологи нашли в Марокко останки одних из первых людей современного типа, чей возраст составляет примерно 300 тысяч лет, а также обнаружили свидетельства того, что люди покинули Африку еще 130 тысяч лет назад.

Кроме того, раскопки в ЮАР и на востоке континента показали, что на роль прародины человечества претендует не только Марокко, но и несколько других регионов Африки. В частности, археологи нашли кроманьонские орудия возрастом в 150 и 230 тысяч лет в пещерах ЮАР и Кении, а также расшифровали ДНК первых жителей этих регионов.

Подобные находки заставляют многих эволюционистов и антропологов предполагать, что человечество возникло не в какой-то конкретной точке Африки, а в результате взаимодействия нескольких групп древних людей, живших в разных уголках континента на протяжении очень долгого времени.

Авторы статьи поставили эту идею под сомнение и усложнили картину эволюции непосредственных предков Homo sapiens, изучая ДНК самых древних народов Африки, так называемых койсанцев, чьи племена живут на территории пустыни Калахари в ЮАР, а также их ближайших соседей.

Койсанцы и многие другие народы Африки, относятся к гаплогруппе L0, древнейшему семейству мтДНК. Сравнивая мелкие различия в структуре этой части генома у ее носителей, генетики и антропологи пытались найти те регионы континента, где жили носители этой гаплогруппы с наименьшим числом мелких мутаций.

Для этого ученые собрали и расшифровали две сотни образцов мтДНК у жителей пустыни Калахари, а также других уголков ЮАР, Намибии, Ботсваны и других стран, где живут койсанские народы.

Анализ показал, что первые представители гаплогруппы L0 появились около 200 тысяч лет назад, что соответствует классической теории о зарождении человечества. Первые ее представители, судя по расположению ее непосредственных потомков, жили к югу от реки Замбези, у берегов ныне пересохшего озера Макгадикгали.

В то время этот регион Африки представлял собой оазис, отделенный от других уголков континента сухими пустынями. Эта ситуация изменилась лишь через 70 тысяч лет, когда ось вращения и орбита Земли несколько сдвинулись, что поменяло климат и открыло дорогу для миграций первых Homo sapiens. В пользу этого говорит то, что гаплогруппа L0 начала расщепляться на отдельные линии как раз в те времена, когда происходили сдвиги орбиты и изменения климата.

Все эти открытия достаточно четко указывают на то, что одна из реальных прародин всех современных Homo sapiens действительно находилась на юге Африки, заключили ученые.

Источник: ТАСС