Знаменитую статью российского креациониста отозвали из печати через 30 лет после публикации

Пн, 11 ноя 2019 19:37:00 +3000
Статья российского креациониста Дмитрия Кузнецова была 30 лет назад опубликована в авторитетном научном журнале International Journal of Neuroscience. Сейчас она отозвана из-за «непроверяемой методики ведения эксперимента».

«Необычную методику, используемую автором этой публикации, нельзя повторить, если следовать рекомендациям и ссылкам в соответствующей части статьи. Результаты экспериментов, в свою очередь, не отражают качество использованных образцов белков и ДНК. Соответственно, выводы статьи не имеют оснований и не поддерживают основные ее тезисы», — приводит ТАСС сообщение редакции журнала.

Российско-британский биохимик Дмитрий Кузнецов приобрел всемирную известность в 1989 году, когда опубликовал в престижном журнале International Journal of Neuroscience статью, в которой раскритиковал теорию эволюции, наблюдая за работой клеток мозга нескольких видов полевок.

Эта публикация, как пишет историк науки Джанмарко Ринальди, стала одним из самых важных событий в истории эволюции креационизма, дав возможность его сторонникам заявлять о том, что их учение имеет научный характер, и требовать его введения в школьный курс биологии. Сам же Кузнецов сразу приобрел статус одного из самых влиятельных креационистов не только в России, но и за рубежом.

В 1993 году данная статья привлекла внимание нейрофизиолога Дэна Лархаммара, нынешнего президента Королевской академии наук Швеции. Ознакомившись с ее текстом, шведский исследователь обнаружил не только ошибки в методологической части статьи, но и заметил, что часть ссылок на публикации других авторов, поддерживающие идеи Кузнецова, была сфабрикована. Многие статьи и даже некоторые журналы, как выяснил Лархаммар, просто не существовали в реальности.

Он направил письмо со списком всех найденных ошибок в редакцию International Journal of Neuroscience. Его критика Кузнецова была опубликована, однако сама статья не была отозвана из печати. В это же время российский креационист и его единомышленники опубликовали серию статей о возрасте Туринской плащаницы, что переключило внимание критиков и заставило их забыть о его биологических исследованиях.

Год назад, как сообщает сайт журнала, в его редакцию поступило письмо от Лархаммара, случайно заметившего, что первая статья Кузнецова так и не была отозвана из печати. Переписка со шведским исследователем побудила руководство издания провести полноценное расследование, которое подтвердило его претензии в адрес креациониста.

В результате этого его статья стала одной из самых долгоживущих отозванных публикаций за все время существования рецензируемых научных изданий. В этом отношении она уступает лишь шуточной статье о прорастании почки внутри легких молодого человека из Нидерландов, опубликованной в 1924 году в журнале Dutch Journal of Medicine и аннулированной лишь в 2003 году после выхода в свет мемуаров одного из ее авторов.